Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти»

Рекомендации, принятые в Мехико 20 ноября 2010 года на Всемирном форуме местных и региональных лидеров

РЕКОМЕНДАЦИИ
Всемирного форума местных и региональных лидеров, принятые в Мехико 20 ноября 2010 года

Мы, мэры и представители городов мира и местных и региональных властей, приехавшие в Мехико со всех континентов, обсудили кризисные ситуации, проблемы, возможности и ключевые задачи, с которыми сталкиваемся.

Прежде всего, мы хотели бы подтвердить, что намерены и дальше заниматься вопросами мирового признания местного и регионального самоуправления в национальном и международном законодательстве. Напомним, что мы придаем огромное значение нашей свободе в организации и управлении государственными службами, за которые мы несем от­ветственность.

В заключение нашей дискуссии мы пришли к соглашению по следующим основным рекомендациям.

Глобальные кризисы – местные решения.

1. Последствия экономического и финансового кризиса.

Экономический кризис, который привел во многих странах к финансовому кризису, до сих пор имеет серьезные последствия. Многие местные и региональные власти сталкиваются с «идеальным штормом», зажатые в условиях повышенных нужд горожан, растущего демографического давления и значи­тельно сократившихся финансовых ресурсов. Так как финансовая гибкость местных вла­стей, как правило, гораздо меньше, чем у центрального правительства, возникшие про­блемы действительно серьезны.

Мы признаем, что местные власти зачастую не могут избежать значительных сокращений бюджета и что нам необходимо найти новые способы организации общественных услуг, чтобы сократить накладные расходы, сохранив, при этом уровень и качество услуг, предо­ставляемых нашим гражданам и обществам.

Надо отметить, что успешное изменение зависит от рационального планирования и кон­сультаций и часто влечет за собой текущие расходы. Хорошие инвестиции в местное экономическое развитие обеспечивают трудовую занятость населения и помогают достичь других экономических, экологических и социальных целей.

Наше послание:
Мы призываем национальные правительства принять необходимые меры для того, чтобы местные и региональные органы власти не зависели от финансовых сокращений и сокращений в бюджете, возникающих в связи с экономическими и финансовыми кризисами. Любые сокращения должны учитывать демографические и другие факторы расходов и должны проходить поэтапно, чтобы обеспечить надлежащее планирование в целях защиты наиболее важных услуг. Необходимые для будущего инвестиции должны поступать даже в трудные периоды.

2. Скажем «нет» рецентрализации

Экономические и финансовые кризисы также привели во многих случаях к тому, что центральное правительство предпринимало меры по возвращению контроля над местными и региональными властями.

Это может быть связано с тем, что реорганизация проводится без надлежащих консультаций, новые законы ограничивают свободу действий местных органов и прочее. Иногда политические изменения на национальном уровне ведут к урезанию или аннулированию текущих процессов децентрализации.

Тем не менее, сегодня во многих странах мы видим риск «рецентрализации» центральных властей, реверсивный мировой процесс демократической децентрализации, начавшийся в 1980х гг. Это опасная тенденция, которой мы стараемся противостоять. Мы подтверждаем, что сильное местное самоуправление является существенным элементом как для экономического и социального прогресса, так и для демократии.

Наше послание:
Мы призываем все власти, независимо от политических убеждений, выполнять, укреплять и поддерживать эффективные законы и принципы демократической децентрализации и местного самоуправления, включая необходимые полномочия для обеспечения эффективного развития на местном уровне, а также надежную финансовую структуру, которая позволит местным органам власти выполнять свои задачи.

3. Решение проблемы изменения климата

Несмотря на незначительный прогресс в вопросах изменения климата и биоразнообразия в международных переговорах, на местном и региональном уровне мы по-прежнему предпринимаем меры по сокращению этих изменений, смягчению их последствий, а также пытаемся приспособиться к ним там, где это возможно. Наши города также находятся в первых рядах, когда дело доходит до вопросов энергии: нефть и газ являются ограниченными ресурсами, и мы должны быть лидерами в переходе к более чистым и зеленым источникам энергии.

Тысячи городов, местных и региональных властей по всему миру уже начали предпринимать решительные действия в отношении изменения климата, биоразнообразия и использования энергии.

Мы намерены уменьшить выбросы углекислого газа, повысить энергоэффективность и увеличить использование возобновляемых источников энергии.

При увеличении числа опасных погодных явлений, связанных с изменением климата, проблема управления рисками и профилактика становятся все более и более важными.

Эту ответственность должны разделить на международном, национальном, региональном и местном уровнях.

Наше послание:
Мы призываем национальные правительства и международное сообщество
— принять обязательные меры по предотвращению изменения климата и смягчению его последствий,
— работать и обеспечивать необходимое финансирование городов и местных правительств мира, в частности, через ОГМВ, которая выступает как партнер в этой общей миссии,
— содействовать защите биоразнообразия и более глубокому пониманию его значения.
Мы поддерживаем Пакт о Климате, который будет подписан многими городами здесь в Мехико, и другие подобные обязательства, принятые нашими членами.
Мы призываем членов ОГМВ присоединиться к кампании по управлению рисками и профилактике «Стойкие города».


Город 2030-го года – наше общее видение стабильного будущего.

4. Расширение прав и возможностей наших городов и общин для решения проблем

Население мира растет, и, в частности, продолжает расти отношение городского населения к населению маленьких городов. Тем не менее, этот резкий скачок городского населения, который сказывается, в частности, на странах с низким доходом, оказывает огромное давление на местные инфраструктуры. Поскольку в большом количестве стран процесс децентрализации – в особенности финансовой – еще не закончен, городам и местным правительствам зачастую не хватает необходимых умений для решения проблем, с которыми они сталкиваются. Большинство городов экономически реорганизуют себя, реагируя на воздействие глобализации и быстрые демографические и технологические изменения. Они, в свою очередь, приводят к изменениям городской структуры, образа жизни, работы, передвижения по городу.

Мы наметили общее видение города, который мы хотим создать, в манифесте «Город 2030 – Наш Манифест».

Но чтобы создать успешно и стабильно развивающиеся города и регионы, нам необходимы ресурсы для капиталовложений в инфраструктуры и основные службы; юридические и финансовые полномочия соразмерные с нашими задачами, а также государственное управление, обладающее хорошими навыками и возможностями.

Наше послание:
Мы настоятельно призываем международное сообщество признать центральное положение проблем городского развития для нашего общего будущего и сотрудничать с нами для достижения наилучших результатов.
Мы призываем ООН и ее учреждения, национальные правительства и финансирующие организации развивать и налаживать партнерские отношения с нашими городами, местными и региональными правительствами для положительного развития городов через хорошо спланированные вложения.
Мы рекомендуем членам ОГМВ установить равноправные партнерские отношения и создать сообщества, чтобы способствовать успешному развитию городов.

5. Хорошее местное самоуправление и стратегическое планирование.

Органы местного и регионального самоуправления по всему миру отвечают за формирование будущего наших городов.

Видение будущего должно быть подкреплено стратегическим планированием физического, экономического, социального, экологического и культурного развития.

В центре отношений между городским правительством и горожанами - сочетание представительной и партисипативной демократии. Это способствует созданию таких условий, при которых каждый может играть активную роль в жизни города, иметь равные «права на город». Отдельное внимание нужно уделить потребностям мигрантов в рамках политики города в целях развития социальной сплоченности.

Наше послание:
Мы подчеркиваем важность местных властей, действующих на основе политики включения, участия и прозрачности, в развитии наших городов и регионов.
Мы призываем города принять и продвигать Мировой Устав по правам человека и города.
Мы также напоминаем о важности разработки эффективных процессов стратегического планирования для каждого местного и регионального самоуправления.
Мы призываем национальные правительства и международное сообщество сотрудничать с нами в направлении подготовки кадров и создания потенциала для укрепления местного самоуправления и стратегического планирования.

6. Город и его взаимосвязанные сети

Город не изолирован, а, напротив, неразделимо связан со своими соседями, регионом и сельскими районами.

Все чаще города функционируют как экономические и социальные группы или сети. Различные города и муниципалитеты играют разные, но взаимодополняющие роли в этой сети в зависимости, например, от того, являются ли они центральным городом, периферией или сельским районом.

Это означает, что городские власти должны активно сотрудничать со своими соседями в сети, в частности, с регионом или областью, часть которых составляют.

Мы также подчеркиваем важность органов сельского местного самоуправления, которые сталкиваются с крупными изменениями, чья экономика тесно связана с городской, чьи потребности должны быть полностью приняты во внимание.

Наше послание:
Мы подчеркиваем необходимость эффективного многоуровневого управления, которое способно последовательно решить проблемы и удовлетворить потребности, общие для всей городской территории.
В частности, региональные и местные (городские, периферийные, сельские) власти должны тесно сотрудничать.
Мы призываем национальные правительства принять и совершенствовать правовую основу для сотрудничества на основе всесторонних консультаций с местными и региональными органами власти и их объединениями.

7. Поощрение культурного разнообразия

Мир переживает серьезный «культурный кризис». Многообразие форм культурного самовыражения зачастую по-прежнему рассматривается как проблема и источник конфликтов, а не как удивительное наследие, созданное человеческим родом.

Необычайное культурное содержание развивающихся стран или общин меньшинств не достигает большинства стран мира.

Культура становится одним из ключевых элементов глобализации. По сути, межкультурный диалог является одним из немногих единогласно разделяемых приоритетов глобального управления. Тем не менее, прогресс в направлении нового культурного управления пока не уверенный.

Некоторые межправительственные организации признают, что защита и поощрение культурного разнообразия столь же важны, как и биологическое разнообразие (например, отчет ПРООН по культурным свободам в 2004 году и Конвенция ЮНЕСКО, посвященная культурному разнообразию, в 2005 году), однако функционирующие глобальные программы недостаточно активны в этой области.

Города являются двигателями инноваций в культурной политике, где новые формы творчества присоединяются к традициям и развивается чувство места и самобытность каждой из них. Программа действий в области культуры на 21 век, принятая ОГМВ в 2004, сегодня используется по всему миру.

Наше послание:
Мы вновь подтверждаем, что, по нашему общему видению, культура является четвертой составляющей устойчивого развития.
Мы призываем национальные правительства, Организацию Объединенных Наций, агентства по развитию и международное сообщество включать вопросы культуры в политику и программы развития.
Местные и региональные правительства - партнеры в новом глобальном управлении.

8. Новый международный статус для местных и региональных органов власти и ОГМВ

Наш мир больше, чем когда-либо, взаимосвязан, взаимозависим, многополярен. Для того чтобы наша планета выжила и процветала в эру постоянных глобальных изменений и преобразований, нам необходимо разработать общие цели для достижения нашего общественного блага в полном соответствии с национальной и культурной идентичностью.

Чтобы решить проблемы завтрашнего дня, местный уровень власти должен быть задействован в такой же степени, как и национальный и международный уровни, а хорошее местное самоуправление должно играть такую же роль, как хорошее национальное и международное управление.

Из-за изменений, мы видим, как начинают появляться новые формы глобального управления, основанные не только на межправительственных институтах, но и на новых формах многоуровневых сетей, партнерств и организаций.

Тем не менее, слишком часто ООН и международное сообщество не придают должного значения вкладу местных и региональных властей.

Наше послание:
Как лидеры городов мира, местных и региональных властей, мы намерены участвовать в качестве полноправных партнеров в достижении наших общих глобальных целей и задач.
Мы призываем ООН и международное сообщество признать, как официально, так и в практическом взаимодействии, растущий вклад городов мира и местных и региональных властей в решение глобальных вопросов, с которыми мы сталкиваемся вместе, а также сотрудничать с нами по всем проблемам, представляющим общий интерес.
С этой целью мы призываем ООН и другие международные организации официально признать ОГМВ как представителя от имени городов мира, местных и региональных правительств и сотрудничать с ОГМВ в разработке и выполнении программ и политик.

9. Партнеры по международному развитию

За последние 20 лет произошло увеличение числа и масштаба объединений местных властей через децентрализованное и муниципальное международное сотрудничество в целях развития.

В рамках этих объединений, местные и региональные органы власти внесли свой вклад в решение проблем борьбы с бедностью, содействия развитию на местном уровне, повышения качества предоставляемых услуг и так далее.

Таким образом, местные органы власти также внесли свой вклад в достижение Целей развития тысячелетия.

Эта рентабельная форма международного сотрудничества была признана и поддержана некоторыми правительствами и некоторыми международными организациями, но в очень незначительном масштабе.

В то время как финансирующие организации обеспечивают необходимые для децентрализации средства, зачастую происходит заминка на уровне центрального правительства из-за безучастия местного уровня.

Местные органы власти также принимают участие в дебатах по поводу помощи и эффективности развития. Одним важным средством повышения эффективности является укрепление национальных ассоциаций.

Наше послание:
Мы призываем международное сообщество, национальные правительства и финансирующие организации усилить поддержку объединений местных правительств, которые обеспечивают гибкие и экономически эффективные способы взаимного обучения, в целях развития.
Мы рекомендуем финансирующим организациям, поддерживающим национальные процессы децентрализации, следить за тем, чтобы местные и региональные власти и их национальные объединения в полной мере участвовали в этом в качестве партнеров и чтобы по крайней мере часть финансирования выделялась на них.
Мы настоятельно рекомендуем упрочить эту поддержку и согласовать её с приоритетами местных и национальных правительств, а также обращать внимание на то, чтобы взносы финансирующих организаций и местных и региональных правительств были более скоординированными и согласованными.

10. Партнеры по ЦРТ (Цели Развития Тысячелетия)

В центре борьбы с бедностью находятся создание экономических возможностей, а также расширение прав и возможностей общин и отдельных лиц получить доступ к этим возможностям.

Обеспечение социальной защиты в форме социальной помощи и предоставления базовых услуг продолжает играть решающую роль в попытках любой страны искоренить нищету.

Совместные усилия правительства и социальных партнеров во всех сферах управления имеет большое значение в разработке общей концепции усовершенствования человеческого развития.

Наше послание:
Мы призываем местные и региональные власти к следующим действиям:
1. Уделять большее значение достижению Целей развития тысячелетия, в частности, путем принятия мер по борьбе с бедностью в местных сообществах;
2. Задействовать всех социальных партнеров и заинтересованные стороны в достижение ЦРТ во всех сферах государственного управления.
Мы призываем правительства:
1. Укрепить свою политическую волю для достижения ЦРТ, включая необходимое распределение ресурсов;
2. Сотрудничать с местными и региональными органами власти структурированном образом, в том числе заниматься кадровыми ресурсами во всех сферах.

11. Партнеры по глобальным решениям

Глобальные проблемы и задачи не могут быть анализированы и решены на глобальном уровне – как было сказано много раз, все вопросы локальны.

Конечно, вопросы войны и мира, безопасности и насилия, стихийных бедствий и изменения климата требуют принятия решений на международном и национальном уровне.

Но местные и региональные органы власти могут и должны принимать активное участие в решении этих вопросов, предоставляя инновационные решения, объединяя людей из разных культур и действуя в условиях неотложных гуманитарных кризисов.

Дипломатия городов предоставляет интересные и оригинальные средства либо для предотвращения предсказуемых конфликтов либо для содействия постконфликтному процессу.

Ведь именно города и люди больше всего страдают во время войны - и нас, прежде всего, глубоко волнуют продолжающиеся угрозы, исходящие от ядерного оружия и его распространения.

Наше послание:
Мы поддерживаем созидательные действия на местном уровне, предпринимаемые в целях сохранения мира и разрешения конфликтов с помощью дипломатии городов и других средств объединения людей, и рекомендуем национальным правительствам и международному сообществу оказать поддержку этим формам созидательной деятельности.
Мы призываем национальные правительства следить за тем, чтобы права и полномочия местных выборных должностных лиц в конфликтных ситуациях и процессах миростроительства соблюдались и местная демократия была защищена и укреплена. Это предполагает предоставление полной свободы местным и региональным выборным представителям для путешествий и участия в международных встречах и совместных проектах.
Мы выражаем нашу поддержку акции «Мэры за мир», которая выступает за мир, свободный от ядерного оружия к 2020 году с помощью новой международной конвенции.

12. Партнеры по региональной интеграции.

Идя в ногу с маршем глобализации, мы также видели развитие новых форм мировых региональных структур, образовавшихся с целью более тесного экономического - а иногда и политического - сотрудничества и интеграции между странами региона.

Евросоюз на сегодняшний день продвинулся в вопросе интеграции дальше всех, Африканский союз также играет важную континентальную роль, в то время как региональные механизмы сотрудничества в Азии, Латинской Америке и Северной Америке по всей вероятности приобретут большее значение в глобальном управлении в будущем.

Поскольку все эти организации принимают важные для своего региона политические и финансовые решения, местные и региональные органы власти, в частности, региональные и национальные их объединения, должны внимательно следить за развитием событий и обращать внимание, какие формы участия необходимы - формальные (как с Комитетом ЕС по регионам) или неформальные (в качестве представителя).

Наше послание:
Мы подтверждаем, что любая организация мирового регионального сотрудничества и интеграции должна надлежащим образом учитывать последствия своих решений и полномочий на уровне местных и региональных органов власти в регионе и должна включать их во все соответствующие вопросы.

13. Права женщин - существенный элемент управления.

Мы не сможем построить лучший мир, если не будем предпринимать серьезных шагов по улучшению статуса женщин в обществе и по утверждению гендерного равенства.

Мы приветствуем создание агентства «Женщины ООН» и разделяем такие его цели, как ликвидация дискриминации, расширение прав и возможностей женщин и достижение равенства между женщинами и мужчинами как партнерами и получателями таких привилегий, как развитие, права человека, гуманитарные действия, мир и безопасность.

Это требует принятия мер на всех уровнях управления.

Наше послание:
Мы намерены достичь равенства женщин и мужчин во всех сферах нашего влияния, в том числе в местных демократических и партисипативных процессах, в городском/местном планировании и в предоставлении услуг.
Мы просим международное сообщество и, в частности «Женщин ООН» работать в партнерстве с нами для достижения наших целей в отношении равенства.

Вывод – Наше Глобальное Совместное Будущее.

Завтрашний мир столкнется со многими проблемами, перечисленными выше, но также подарит огромный потенциал для процветания и социальной справедливости на основе решений проблем образа жизни, работы и передвижения по нашей маленькой планете.

Качество управления нашими городами, поселками, районами и поселениями человека станет решающим фактором в определении результатов. Для этого необходимо, чтобы местные и региональные органы власти имели правильные юридические задачи, ресурсы и возможности. Также необходима эффективная система многоуровневого управления, в которой все уровни - от глобального до местного - работают сообща, чтобы решить общие проблемы и учиться вместе.

Наша всемирная организация Объединенные города и местные власти вместе со своими многочисленными партнерами обязуется внести вклад в это партнерство для достижения наших общих целей.


Возврат к списку