Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти»

Интервью акима города Астаны А.Р. Джаксыбекова

— Астана – одна из самых молодых и динамично развивающихся столиц мира. Какие конкретные шаги предпринимаются акиматом по повышению имиджа Астаны. На Ваш взгляд, какую роль в становлении имиджа играет развитие международных отношений и участие в деятельности международных организаций?

— Действительно, Астана развивается очень быстро. За кратчайший по историческим меркам срок в степных просторах появился современный, красивый, динамичный мегаполис.

Темпы его роста могут проиллюстрировать несколько цифр. За 17 лет численность населения Астаны увеличилась более чем в 3 раза и на сегодняшний день превысила 850 тысяч человек. За это же время валовой региональный продукт вырос до 22 млрд. долларов США, или в 28 раз!

Благодаря уникальному архитектурному ансамблю у города сформировался свой собственный, узнаваемый и запоминающийся облик. За короткое время Астана стала признанным политическим, деловым и культурным центром, где проводятся крупнейшие международные мероприятия самого различного характера, такие как Саммит ОБСЕ в 2010 году и Зимние Азиатские игры 2011 года. И те многочисленные гости, которые уже успели побывать в нашей столице, отмечают ее особенную атмосферу, наполненную энергией молодости, созидания и роста.

Естественно, мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей со всего мира открыли для себя наш замечательный город. С этой целью мы сейчас совместно с правительством работаем над концепцией продвижения столицы на международной арене. Бренды «Астана» и «Казахстан» будут главными имиджевыми символами нашей страны.

Наряду с ними третьим брендом на ближайшие годы станет Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017». Это масштабное событие, знаковое не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства. Избрание Астаны местом ее проведения еще раз свидетельствует о росте авторитета и признании нашей столицы на мировой арене.

В первую очередь это стало возможно благодаря взвешенной и продуманной внешней политике Казахстана под руководством Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Столица продолжает эту политику и открыта к взаимовыгодному сотрудничеству. На сегодняшний день Астана имеет различные виды договорных отношений с 42 городами и регионами из 28 зарубежных стран, в том числе с 26 столицами. В настоящее время ведутся переговоры по налаживанию постоянного сотрудничества с такими мегаполисами, как Париж и Милан. При этом увеличение числа городов-побратимов и партнеров не является самоцелью, а отражает реальное расширение географии и спектра международных отношений нашей столицы.

То же самое касается международных организаций. На имидж влияет не членство в таких объединениях само по себе, а прежде всего характер и результаты деятельности каждого участника. Мы стремимся сфокусироваться на конкретных делах, на реальных взаимоинтересных проектах, сотрудничать с теми организациями, где мы видим серьезный практический потенциал для совместной работы. На мой взгляд, именно такая конструктивная позиция лежит в основе успешного укрепления имиджа и авторитета столицы Казахстана.

В этом контексте мы придаем большое значение вступлению Астаны в ОГМВ. Эта крупная международная организация может помочь нам еще дальше раздвинуть границы для продвижения наших идей и инициатив. В свою очередь, мы готовы внести свой посильный вклад в обмен опытом и расширение диалога по актуальным проблемам жизни мегаполисов.

— Адильбек Рыскельдинович, выделите, пожалуйста, основные проблемы и сильные стороны, характерные городам Казахстана? Как Вы видите дальнейшее развитие местных властей Казахстана до 2030 года?

— Казахстан – огромная страна. Поэтому у каждого города свои, очень разнообразные, природно-климатические и географические условия, свои исторические корни, от глубокой древности до новейшего времени. Соответственно, города находятся в различных социально-экономических ситуациях, решают разные задачи в своем развитии. Поэтому вряд ли возможно выделить какие-то стороны, которым можно было бы сжато охарактеризовать все города сразу.

Что касается тенденций в сфере работы местных органов власти, то тут наиболее важными станут приоритеты, обозначенные главой государства в стратегическом плане «100 конкретных шагов» по реализации
5 институциональных реформ.

В частности, это усиление саморегулирования и последовательное повышение роли местного самоуправления, расширение возможностей граждан принимать участие в процессе обсуждения и принятия решений, в том числе относительно местных бюджетов. Расширится взаимодействие государственных органов с общественными советами.

Таким образом, развитие местных властей в ближайшее время будет проходить под знаком дальнейшего сближения с гражданским обществом и повышения прозрачности работы государственных органов.

— На сегодняшний день в Казахстане нет ассоциации местных властей Казахстана. Как на Ваш взгляд, нужна ли такая ассоциация городам Казахстана? Планируется ли ее создание?

— Ассоциации и объединения местных властей нужны в первую очередь для координации и кооперации их работы. Вместе с тем в Казахстане для успешного воплощения в жизнь масштабных реформ была принята система управления с сильной вертикалью власти. Это подразумевает, что такая координация осуществляется центральными органами власти, как при стратегическом планировании, так и при оперативном управлении.

В таких условиях подобная организация во многом дублировала бы роль и функции правительства, поэтому принципиальной необходимости в ее создании на сегодняшний день я не вижу.

Вместе с тем, как я говорил, курс на повышение роли местных органов власти является приоритетным в политике государства в области административной системы. Поэтому возможность и целесообразность формирования такого института на определенном этапе развития нашей страны не исключаю.

— Известно, что идея создания Евразийской интеграции была инициирована Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым еще 20 лет назад. Сейчас эта идея активно воплощается в жизнь. Какую роль, на Ваш взгляд, играют местные власти в процессе Евразийской интеграции?

— Безусловно, системообразующую роль в процессе Евразийской интеграции играют политическая воля руководства наших стран, усилия правительств по гармонизации всех норм и правил для успешного функционирования единого экономического пространства. Этот тот фундамент, который составляет основу нашего интеграционного объединения.

Вместе с тем роль местных властей в данном процессе тоже очень важна. В своей деятельности они руководствуются интересами расширения экономического и гуманитарного взаимодействия на уровне конкретных предпринимателей, туристов, граждан.

Администрации городов создают условия для налаживания деловых контактов, реализации отдельных совместных инвестиционных проектов, активизации культурного обмена, тем самым сближая жителей, способствуя формированию многогранных связей между городами и народами.

Таким образом, во многом именно от них зависит живое содержание наших взаимоотношений, то, ради чего, собственно, задумывался и реализуется этот глобальный проект.

— На сегодняшний день ОГМВ единственная всемирная организация, которая признает евразийский геополитический регион, а ее Евразийское отделение с самого начала деятельности активно работает в направлении евразийской интеграции. На Ваш взгляд, сможет ли Евразийское отделение выполнить миссию по мобилизации местных властей Евразии к участию в интеграционных процессах?

— Евразийская интеграция на сегодняшний день – объективная историческая реалия. Но как и любой процесс, она не происходит сама по себе, ее необходимо постоянно поддерживать общими усилиями всех действующих сторон и участников.

В этом контексте Евразийское отделение ОГМВ действительно обладает широким и представительным географическим охватом городов наших стран, серьезным организационным потенциалом и высокой мотивацией для консолидации местных властей в интересах продвижения евразийского интеграционного процесса.

Именно с этими соображениями мы вступаем в данную организацию, и готовы объединить свои усилия с коллегами на общее благо наших жителей. Уверен, что Астана в свою очередь тоже внесет существенный вклад в работу ОГМВ.

Консолидация усилий городов позволит достичь новых успехов в совместной работе в интересах всех граждан наших дружественных государств.

Возврат к списку