Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти»

Локализация Программы Достойного Труда: о роли местных властей

Локализация Программы Достойного Труда: о роли местных властей

 Локализация Программы Достойного Труда: о роли местных властей

Интервью с Сарой Хёфлих де Дюк, руководителем по программам Всемирной организации «Объединенные Города и Местные Власти» (ОГМВ)

В этом интервью руководитель программ организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ) Сара Хёфлих де Дюк приводит углубленный анализ роли местных органов власти в реализации Программы Достойного Труда на местном уровне, а также определяет их вклад в реализацию программы устойчивого развития в целом.

— Как должны работать политики в городах и сельских местностях, чтобы преумножить свои силы и совместно двигаться к созданию достойных рабочих мест? Что местные власти уже сделали, и что предстоит сделать?

Обеспечить рабочие места, благополучие и социальную защиту своему населению – вот принципиально важные задачи для любого выборного политика. Члены нашей организации – мэры и другие представители местных властей -  ответственны за проблемы трудовой занятости населения и экономического развития не меньше, чем национальные лидеры.

Что касается занятости населения, обстановка в городах и сельских местностях за последнее время претерпела изменения: промышленный сектор утратил ведущие позиции в городской экономике, количество рабочей силы в селах снизилось и уже 50% населения Земли живет в городах. В частности, на юге, многие малообеспеченные люди, зарабатывающие на жизнь в городах – индивидуальные предприниматели или работники неформального сектора. В результате, мы сталкиваемся с новыми сложностями, связанными с оказанием услуг, финансированием, политикой занятости населения и социальной защитой.

На практике, большая часть социального и экономического развития осуществляется на местном уровне, в тысячах городов и муниципалитетах по всему миру. Многие лидеры местного уровня всячески способствуют открытию и успешной работе нового бизнеса, созданию и сохранению рабочих мест, несмотря на то, что зачастую они не имеют в своем распоряжении соответствующей правовой базы и достаточного финансирования.

Как следствие, стратегии местных властей развивают и создают необходимое взаимодействие между разными уровнями власти и частным сектором. Рост городов, в частности, происходящий в последнее время в городах Африки и Азии, напрямую связан с окружающими их территориями. Сельское население нуждается в доступе к городским услугам, а так же может поставлять на рынок необходимые сельскохозяйственные товары. Например, город Пасто в Колумбии, предоставляет возможности для местных фермеров торговать и продвигать свои товары, проживая при этом на плодородных участках земли недалеко от центра города. Это минимизирует их подверженность влиянию урбанизации, что увеличивает стоимость таких природных ресурсов, как земля и вода. Такая ситуация, в частности, благоприятна для женщин, которые могут продолжать вести сельское хозяйство, продавая свои продукты прямо у своих домов, воспитывать детей и иметь возможность получать образование одновременно.

Политика достойного труда в городских и сельских местностях нацелена на продуктивность, потребление и доступ к городским и сельским службам. В городе Бордо во Франции, поддерживают экономический сектор в продвижении местных товаров, таких как фрукты или вино, а не экспортный бизнес, и новый малый бизнес, своеобразная торговая марка города, развивается достаточно хорошо.  

Это открывает новые возможности как для сельских районов, в виде увеличения стоимости сельского хозяйства и близости рынка сбыта, так и для городов, которые сохраняют и улучшают территориальную целостность и культуру.

Местные стратегии развития - хороший способ обеспечить прямое участие в принятии решений по развитию сообщества и частного сектора. Тем не менее, местные органы власти нуждаются в поддержке и обеспечении максимального взаимодействия в создании качественных рабочих мест.

— Какова роль местных властей в сохранении и продвижении стандартов труда и привлечении международных компаний к ответственности?

Местные органы власти – важные работодатели. Власти национальных или региональных столиц зачастую – самые главные работодатели на своих территориях. Позвольте привести в пример город Штутгарт, активный участник организации ОГМВ: в Штутгарте 20 тысяч государственных служащих менее чем на 600 тысяч жителей. Кроме работников администрации, туда входят работники транспорта, основных общественных услуг и специальных услуг, таких, как городская больница или аэропорт. Это позволяет совету применять в больших масштабах такие критерии достойного труда, как молодежная и гендерная политика или привлечение людей с ограниченными возможностями. Кроме того, совет может повлиять на канал поставок через введение критериев снабжения, отдавая предпочтение товарам, не использующим при производстве детский труд, или продуктам добросовестных производителей.

Впрочем, стандарты труда также могут стать сложностью, в частности, для городов-посредников,  где меньше возможностей для экономики и рынка труда, и они больше зависят от местных ресурсов. Когда крупные работодатели прекращают свою деятельность в данном регионе, или когда предприятия обуславливают разрешения землепользования или налоговые льготы, местные власти сталкиваются с конфликтом. Примером может послужить шахтерский городок Ньюкасл в Южной Африке: горнодобывающая компания была приватизирована и затраты на рабочую силу были оценены как чересчур высокие – в Южной Африке принята политика прожиточного минимума – в итоге, шахту закрыли. Город до сих пор не может справиться с безработицей, которая возникла в результате этого закрытия и с большим трудом обеспечивает основные общественные услуги.

— Какие сложности возникают у местных властей в содействии переходу с теневого ведения экономической деятельности к официальному?

Теневая экономика – ключевая тема, особенно, для южных городов, хотя, конечно, не только для них. Нельзя закрывать глаза на теневую экономику, потому что эта реалия затрагивает значительную часть населения. Первым шагом к решению проблем теневой экономики мог бы стать пересмотр терминов, которые мы используем для описания этого сектора: теневая звучит как незаконная.

Неформальная экономика является главной проблемой для местных органов власти, которые должны предоставлять основные общественные услуги, вести инклюзивную политику и обеспечивать социальную защиту. Проблема теневой экономики похожа не проблему нелегальной застройки. Работающие в этих условиях люди беззащитны перед злоумышленниками и бандитизмом.

Формализация экономики требует временных, технических и финансовых вложений, информационных и организационных ресурсов. Местные власти должны обеспечивать доступность основных общественных услуг для всех граждан. Опыт неправительственных и религиозных организаций очень важен для общественной работы.

Город Порто-Алегри, например, работает в партнерстве с НПО, поддерживая сообщества, обеспечивающие чистоту в городе. Городской совет взял на себя обязательства по защите этого сообщества в широких масштабах и получил поддержку граждан, увеличение бюджета, а НПО участвует в социальных выплатах, социальном обеспечении детей и организации сообщества.

Ключевым действием Бразилии в национальной борьбе с бедностью стало создание – или регистрация миллионов малых предприятий. Сейчас эти предприниматели не только платят налоги и пошлины, но и участвуют в программах здравоохранения и пенсионного финансирования, и при этом получают социальную защиту. Они отчитываются в своих доходах и, по сообщениям, уже не считаются убыточными.

Местные органы власти являются важнейшими участниками национальных программ, но также они разрабатывают свою собственную политику, которая может ускорить этот переход. Местные правительства призывают «теневые» предприятия принять участие в городской экономике. Экономические программы развития помогают формализовать малые предприятия, и этот процесс может защитить, в том числе, многих женщин, работающих из дома или в общественных местах, в сопровождении своих детей.

По подсчетам Международной Организации Труда (МОТ) в 2009 году в Африке, по меньшей мере, девять из десяти работников в городе имеют неофициальный заработок. А по данным Всемирного Банка,  доля теневой экономики в городах составляет более чем 50% ВВП. Для местных властей очень важно иметь информацию об источниках дохода своего населения и о том, где работают их граждане. Они теряют доход на муниципальном уровне из-за неоплаченных налогов и пошлин.

К примеру, город Дурбан-Этеквини в Южной Африке – первый город с политикой, разрешающей несанкционированную и уличную торговлю. Поддержка этого бизнеса позволяет тысячам уличных торговцев работать организованно, принимать участие в уборке улиц и вывозе отходов и, при этом, иметь доступ к общественным услугам, таким, как, например, выплаты по уходу за детьми. И хотя городские власти еще инвестируют в организацию торгового пространства на общественных местах и рынках, которыми пользуются уличные торговцы, в целом, работа этой структуры уже вышла на устойчивую самоокупаемость. Признание уличных торговцев и включение их в экономику города пошло на пользу всему городу, где улучшились санитарные условия и безопасность, снизился уровень бандитизма, преступности и коррупции.

— Как ОГМВ и другие подобные организации могут содействовать реализации потенциала местных властей в применении Программы Достойного Труда?

Местное экономическое развитие и обеспечение достойного труда – это политические задачи. Реализация потенциала не должна выражаться только на техническом уровне: власти тоже должны чувствовать поддержку. Многие члены ОГМВ сосредотачивают свое децентрализованное сотрудничество на местном экономическом развитии: на уровне сотрудничества город – город или через обмен опытом в ассоциациях местных властей. Такие группы, особенно состоящие из городов-посредников, заинтересованы в применении проверенных инструментов, разработке стратегий и способов развития местного предпринимательства.

Однако, не менее важно развивать потенциал через обучение и подготовку заинтересованных лидеров и их территорий. Программа взаимного обучения ОГМВ, которая включает в себя сотрудничество Юг – Юг и трёхстороннее сотрудничество, способствуя обмену опытом и развитию местной политики. Она демонстрирует солидарность между городами, которые хотят меняться и использовать успешные практики. Министерство Иностранных Дел Норвегии поддерживает ОГМВ и выделило грант (CityFuture project) для осуществления этого сотрудничества.

Проект CityFuture позволил участникам профессионального децентрализованного двух- и трехстороннего сотрудничества из городов и ассоциаций объединиться, и, что важнее, облегчить внедрение изменений и применение полученных знаний в своих городах, особенно, в городах-посредниках. В таких странах, как Мозамбик, Малави и Бразилия, большое количество городов-участников демонстрирует свое желание и намерение внести свой вклад в программу национальных реформ.

Международная Организация Труда (МОТ) также стала ключевым партнером программы обучения ОГМВ в вопросах обеспечения достойного труда и местного экономического развития. ОГМВ и МОТ подписали меморандум о взаимопонимании для содействия сотрудничеству между городами, обеспечивающего достойный труд и местное экономическое развитие.

Мероприятия программы взаимного обучения проходили в городах Мапуту (Мозамбик), Шефшауэн (Марокко) и Пасто (Колумбия). Они способствовали обмену опытом между городами региона и важными партнерами, университетами и неправительственными организациями.

Зачастую, во время этих семинаров, осуществлялось взаимное сотрудничество между городами по следующим вопросам:

Используя удачный опыт города-партнера Дурбан, упомянутого ранее, Мапуто создал первую политику функционирования несанкционированной уличной торговли, оба города осуществили несколько визитов, ознакомились с нормативными документами, политикой и общественной жизнью. Впервые город в Мозамбике обратился к вопросам теневой экономики с конкретным решением, признающим права уличных торговцев, и открывающим для них новые возможности. Национальный закон просто запрещает уличную торговлю, а вопрос доступа к работе городской бедноты на национальном уровне, по большому счету, игнорируется.

Организация Содействия развитию Шэфшауэна поделилась инновационным опытом поддержки малого бизнеса. По просьбе Бенинской ассоциации ADECOB, изъявившей свое желание  улучшить структуру занятости населения в своих муниципалитетах, был проведен обмен опытом, включая визиты и рабочие сессии в Бенине, на которых присутствовали муниципалитеты, партнеры по развитию и другие заинтересованные лица. Команда Шэфшауэна провела обучение работе с практическими приложениями (SEFED и OSM), позволяющими проанализировать и обозначить ситуацию на карте и найти возможные решения.

Учитывая стремительную урбанизацию в западной Африке, ОГМВ и МОТ продолжают оценивать ситуацию и предлагать успешные практики для решения проблем. Методы сотрудничества политиков и специалистов дают хорошие результаты, и в нашем распоряжении все больше и больше успешных практик. Например, опыт Пикина, Сенегал, где активно поддерживают кооперативы неофициально работающих женщин, могли бы взять на вооружение в Одиенне, Кот-д` Ивуар, где мэр столкнулся со схожими проблемами.

— Как можно провести локализацию Целей развития Тысячелетия и концепций достойного труда?

Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ) были подписаны национальными правительствами, но вникнув в ЦРТ, мы поймем, что большинство этих целей могут быть достигнуты в странах, только если они будут достигнуты на местном уровне. Местные власти предоставляют основные общественные услуги: водоснабжение и канализацию, инфраструктуру, реконструкцию ветхого жилья и его предупреждение, и планирование городов с обеспечением доступа всего населения к общественным услугам. Они борются с бедностью в пределах своей компетенции, которую определяет сообщество. Отсутствие возможности самим ставить индивидуальные местные цели, равно как и недостаток ресурсов для их достижения – вот что мы признаем главными недостатками ЦРТ.

Также, как с локализацией ЦРТ, необходимо адаптировать принципы достойного труда. Многие местные правительства работают над развитием законной торговли, местным и социальным развитием и сотрудничеством между местными властями, а не только соревнованием. Одна из сложнейших задач для городов – оставаться конкурентоспособными (в предоставлении благоприятных условий для бизнеса, экономического развития и привлечения деятелей и инвесторов), но ничем не жертвовать в угоду соревнованию (избегать снижения норм труда, охраны окружающей среды и ужесточения налогообложения).

Для ОГМВ, процесс локализации начался, когда президент ОГМВ К.Топбаш принял участие в работе Группы высокого уровня по подготовке Программы развития после 2015 года, включающей местные и региональные власти. В то же время, существенный вклад, который местные и региональные власти вместе с сообществами и людьми, формирующими частный сектор, делают в создание новой программы развития, был оценен в большей степени на нескольких официальных мероприятиях после 2015 года. В отчете Группы высокого уровня по подготовке Программы развития (2013) уделяется внимание нашим достижением, а также в предисловии к отчету Комитета по устойчивому развитию ООН.

Итоговый документ Группы высокого уровня (2013) отмечает важную роль городов и местных властей, так же, как и предисловие к отчету Комитета по устойчивому развитию ООН. Во вступлении к итоговому документу Открытой Рабочей Группы также есть отсылки к Рио 20 и приверженности Повестке дня на XXI век, а также признание роли местных правительств в достижении целей устойчивого развития. Направление локализации четко воплощено в ЦУР11 – специальная «городская» цель включена в итоговый документ Рабочей Группы. ЦУР11 по сути своей «местная» и предназначена для исполнения местными правительствами.

Сейчас нам нужно наладить надлежащее сотрудничество для достижения  ЦУР. В практическом смысле, необходимо, чтобы все комитеты ООН более тесно и открыто сотрудничали с местными властями. В вопросах экономического развития и занятости населения, должна быть принята во внимание способность местных властей укреплять инициативы местных департаментов по трудоустройству. Аспекты занятости населения на местном уровне должны рассматриваться при согласовании целей и показателей.

В частности, города и власти третьего мира обладают огромным опытом, в то время как  их потенциал в принятии решений, основанных исключительно в их местном контексте, так же может быть усилен. Города и их лидеры могут учиться друг у друга, а программа взаимного обучения ОГМВ способствует быстрым действиям и реализации проектов. Вселяющий надежду пример – сотрудничество Юг-Юг и трехсторонне сотрудничество ОГМВ с МОТ, упомянутое выше, которое позволило городам и местным властям обмениваться опытом во время программы взаимного обучения и получить знания о работе с теневой экономикой, городской и сельской политикой в Африке и Латинской Америке.

В октябре 2015, ОГМВ, совместно с МОТ и ПРООН, совместно организует 3й Всемирный Форум Местного Экономического Развития, который пройдет в Турине. Мы надеемся, что это событие откроет новую веху в развитии актуальной программы продвижения, локализации и реализации ЦУР, включая вопросы достойного трудоустройства и экономического развития.


16.06.2015

Вернуться в раздел